Джемиль Уйгур — член американской (AUA) и европейской (EAU) урологических ассоциаций, более 20 лет занимается онкоурологией. С 1994 года профессор прооперировал более тысячи пациентов, большая часть операций была проведена с помощью роботов. Джемиль Уйгур — ярый приверженец развития роботизированной хирургии и один из немногих европейских врачей, имеющий аккредитацию для работы с роботом da Vinci. В России Уйгур известен как хирург, который недавно прооперировал главного онкоуролога Тюменской области Николая Казеко.
- Считается, что хирургия - достаточно консервативная облась медицины, и инновации приживаются в ней с трудом. Так ли это?
- Нет, конечно я не считаю хирургию консервативной, просто в любой области медицины все новшества должны проходить испытания, а это требует времени. Также сертификация в большинстве государств, особенно разрабатывающих новые технологии, очень длительный и сложный процесс. Поэтому кажется, что прогресса в медицине нет. Что касается хирургии и онкохирургии, то тут есть очень важные открытия, например установка da Vinci - робот, который перевернул всю медицину.
- Расскажите, что из себя представляет da Vinci и какие операции проводят с его помощью.
- da Vinci — это робот с четырьмя интерактивные «руками» с различными насадками и инструментами, ножницами, скальпелями, зажимами, которые управляются с помощью джойстика. Хирург, который управляет роботом, находится в операционной, но вместо того, чтобы как раньше стоять склонившись над пациентом, он занимает место в удобном кресле за консолью, а благодаря камерам, хирург имеет хороший угол обзора. Уникальная конструкция «рук» da Vinci, как это ни странно, делает движения человека более четкими и точными. А самое главное, что теперь можно проводить сложные операции с минимально инвазивным подходом, то есть вместо огромного надреза можно сделать несколько проколов, благодаря чему уменьшается количество врачебных ошибок, а время реабилитации пациента после операции сводится к нескольким дням.
- Какие операции делают при помощи da Vinci?
- Робот нашел свое применение в урологии и гинекологии, хирургии органов грудной клетки, особенно связанной с удалением опухолей. da Vinci стал большим подспорьем для онкологов, поскольку позволил проводить эктомию высокой сложности, удаления либо частичные отсечения, за которые раньше брался далеко не каждый хирург из-за слишком высоких рисков.
- Как сложилась монополия da Vinci? Неужели никто больше не разработал похожую систему?
- Разработки роботизированных систем были запущены Министерством обороны США в 80-90 годах. Целью было создание робота, который бы мог оперировать в трудных условиях или даже удаленно. В какой-то момент проект свернули, а разработку выкупила американская Intuitive Surgical, специально открытая под этот проект. Несколько лет ушло на тестирование, в конечном итоге получился da Vinci. Изначально у него было три «руки», камера было значительно хуже, но разработчики его постоянно совершенствовали, и в 2000 году da Vinci был сертифицирован.
Что касается второй части вопроса, то исследования, конечно, ведутся в Америке, Германии и Японии. Но ни одна похожая установка еще не показала и половины результатов, которые показывает da Vinci. Ни у кого еще это не получилось по критериям точности конструкции, программному обеспечению. Сегодня можно сказать, что аналогов в мире нет, и это не очень хорошо.
- Вероятно стоимость аппарата высока, это пока не всем доступная технология?
- Совершенно верно. По моим последним наблюдениям примерная стоимость одной установки — консоль, инструменты, роботические «руки», ПО — составляет порядка 2 млн долларов. Возможно, стоимость еще выросла. К тому же для использования установки требуется покупка расходных материалов - насадок, инструментов и других атрибутов, которые расчитаны на несколько операций, а потом требуют замены. К сожалению, они стоят не менее 1000 долларов за комплект. Думаю, это сказывается и на стоимости операций.
- А в каких странах da Vinci используется наиболее активно?
- Естественно в США. По-моему, почти половина американских клиник оснащены da Vinci. Это происходит за счет того, что робот - это отечественная разработка, поэтому стоит дешевле. К тому же в США медицина в большинстве своем частная, у клиник хорошее финансирование, и они в состоянии закупать подобные установки, ведь они быстро окупаются.
В Европе нет и половины установок, которые есть в США. В странах, где медицина государственная и содержится за счет налогов, конечно, вероятность приобретения da Vinci невелика. По официальным данным компании-поставщика da Vinci в России, в стране на конец 2017 года насчитывалось 29 установок, в США на тот же момент — порядка 3 000.
Во всем мире около 6000 установок и примерно 10 000 врачей, которые на них работают. Это не очень много, поэтому пациенты вынуждены летать на лечение в другие страны.